пятница, 4 сентября 2009 г.

Эпоха Ренессанс

Продолжаем публиковать материалы ранее вышедшие в нашем журнале. Перед вами интервью Бориса Йордана, Президента и председателя совета директоров группы «Ренессанс Страхование», председателя совета директоров «Ренессанс LIFE», председателя правления группы «Спутник», вышедшее в Renlife (#1).
«Ренессанс» сегодня – это крупная финансовая бизнес-корпорация. Бренд «Ренессанс» уже имеет свою собственную историю и традиции. Это имя вызывает уважение у конкурентов и доверие у сотен тысяч клиентов и партнеров. Имя этой Группы компаний уже стало прочным символом успеха и лидерства на финансовых рынках. Настолько же легендарна личность главного идеолога и основателя Группы компаний «Ренессанс» Бориса Йордана. Он имеет репутацию человека, который во всех своих начинаниях становится первым. Бизнес под егО руководством всегда выходит в лидеры. Это его кредо. Именно Борис Йордан сегодня рассказывает нам о Группе компаний «Ренессанс»: о прошлом и настоящем, о принципах и перспективах.

RENLIFE «Ренессанс» сегодня является очень известной и влиятельной Группой компаний. Расскажите, с чего начиналось создание страховой компании?
ЙОРДАН На самом деле, точкой отсчета эпохи «Ренессанс» следует считать не страхование, а инвестиционный банковский бизнес. Это довольно интересная история, начавшаяся летом 1995 года, когда я ушел из банка Credit Suisse First Boston, где работал управляющим директором. Итак, я решил создать уже свой собственный новый инвестиционный банк. Тогда, более двадцати лет назад, мы сняли офисы в помещении старой дискотеки одной из московских гостиниц. Целыми днями мы работали, а по вечерам встречались с нашими консультантами по бизнесу. В их числе было и одно PR-агентство. Именно оно помогало нам, кроме всего прочего, и с выбором названия, которого на тот момент у нас еще не было. В течение нескольких недель мы рассмотрели, пожалуй, более трехсот или четырехсот различных вариантов, выслушали множество доводов и аргументов, почему стоит выбрать то или иное название. Но в итоге не остановились ни на одном. И вот однажды, около четырех часов утра, когда мы были уже уставшими и измотанными, один из партнеров нового банка Артем Кудряшов, взяв в руки гостиничную салфетку со стола, вслух прочитал надпись на ней: «Олимпик Пента. Ренессанс». Это было название гостиницы, в которой мы обсуждали наш проект. А после он произнес: «Слушайте, вот мы все сидим тут часами, а давайте называть себя – «Ренессанс». И нам понравилось это имя, ведь тогда, в 1995 году, страна действительно переживала период возрождения. Так мы и решили себя называть – «Ренессанс». Вот, такова история. А в последствии этим новым инвестиционным банком стал «Ренессанс Капитал».
RENLIFE Это был Ваш первый полностью самостоятельный проект?
ЙОРДАН Да, это был мой первый проект в таком качестве. До этого я работал в других организациях, но не на себя, а как наемный управляющий. «Ренессанс Капитал» стал моим первым опытом, когда я создал свой собственный бизнес.

RENLIFE Какие причины на тот момент побудили Вас к созданию нового бизнеса?
ЙОРДАН Я очень хорошо знал банковский бизнес и работал в международном банке в России. Для этого международного банка Россия была достаточно важным направлением, но не приоритетным. Я же хотел работать в бизнесе, где это направление будет первостепенным. И я пришел к очевидному для себя выводу, что единственный способ добиться этого – создать такой бизнес самому. Во мне, вообще, всегда было очень большое стремление быть предпринимателем, я очень хотел этого. Я понимал этот бизнес и был абсолютно уверен в его успехе. И поэтому, в конце 1994 - начале 1995 годов, я дал понять банку, в котором работал, что ухожу и создаю свой собственный бизнес.
Сначала появился банк «Ренессанс Капитал», а в 1997 году - компания «Ренессанс Страхование». Интересен тот факт, что вначале компания была создана как лайфовая, а не как рисковая. То есть первый «Ренессанс» в страховании – это был именно лайф, и ничем другим мы не занимались. Компания очень бурно развивалась, открывались новые офисы, и вскоре была создана самая большая агентская сеть. Мы были номером один по продажам. Первым генеральным директором «Ренессанс Life» стал Дмитрий Шишков (в настоящий момент занимает должность исполнительного вице-президента, «Ренессанс Страхование»). Тогда нашей идеей была компания по страхованию жизни. Когда же в 1998 году во время финансового кризиса в России нам стало понятно, что в обозримом будущем лайф не будет активно развиваться, а у людей нет достаточно денег, мы перестроили эту компанию из страхования жизни в страхование имущества.
RENLIFE В момент, когда начала создаваться Группа компаний «Ренессанс», какие люди сыграли в этом ключевую роль вместе с Вами?
ЙОРДАН Нас было пять партнеров – тех, кто начал «Ренессанс». Трое работали в одной структуре - это я, г-н Дженнингс - второй по величине партнер (в настоящее время председатель правления «Ренессанс Капитал») и Антон Кудряшов. Г-н Диц и пятый партнер – Леонид Рожецкий, которого мы пригласили из компании White & Case, где он работал юристом. Это пять основных партнеров, которые создали «Ренессанс Капитал».
RENLIFE Насколько трудно было создавать свой бизнес?
ЙОРДАН Поймите, шел 1995 год – и абсолютно все препятствовало нашему развитию. Было очень трудно начинать и создавать бизнес. Мы создавались последними из независимых инвестиционных банков - а это уже много. Возможно, мы были наиболее профессиональны, так как банк, который мы создали для Credit Suisse First Boston в России, являлся самым большим на рынке в то время. Но Lehman Brothers, Атон, Тройка диалог уже существовали на российском рынке. Мы смогли преодолеть все трудности, и сегодня «Ренессанс Капитал» - лидер на рынке инвестиционного банковского дела, являющийся самым большим инвестиционным банком в России.
RENLIFE Интересно, а само слово «ренессанс» в названии и его значение каким-то образом повлияли на компанию?
ЙОРДАН Вы знаете, компанию делает не название, а люди, которые в ней работают. Название уже играет второстепенную роль в этом плане. Я при этом ничуть не умаляю значение бренда. Слово «ренессанс» ко многому обязывает всех, кто работает в компании с таким именем. Даже еще не сталкиваясь с компанией, но, уже услышав это название, у людей возникают определенные ассоциации.
К слову, еще в 1995 году, если у тебя была визитка банка «Ренессанс Капитал», ты мог попасть во все московские ночные клубы, на входе в которые выстраивались очереди. Вот это уже отношение к компании. В «Ренессанс» всегда работали лучшие профессионалы, в «Ренессанс» всегда были лучшие менеджеры и лучшие продукты. Он считался лидером, открывал новые рынки, и первым запускал новые продукты. Вся молодежь всегда хотела работать в «Ренессанс». У нас стояли очереди желающих попасть на работу. Нам не нужно было заниматься рекрутингом. И сегодня «Ренессанс Страхование» и «Ренессанс Life» – место Number One для тех, кто хочет работать в России и хочет состояться как профессионал. Мы прикладываем для этого все усилия, и бренд здесь очень важен. За этим стоят люди, которые строят бизнес. И если люди не те, то и самый лучший бренд в истории можно уничтожить. И есть огромное количество таких примеров, когда бренды и компании были уничтожены плохим менеджментом. Поэтому я считаю, что самое главное в компании - это люди. И не зря профессионалы, работающие в нашей компании, ценятся очень высоко на рынке.
RENLIFE Какие принципы Вы считаете основополагающими в бизнесе?
ЙОРДАН Для меня самый главный принцип – это профессионализм. В финансовом бизнесе должны работать люди, которые очень хорошо знают свою отрасль. И сейчас это особенно заметно по кризису во всем мире.
Весь наш бизнес построен на доверии. Поэтому – честность. Честность в своей работе: если берешь на себя обязательства, то их нужно выполнять. Например, Lehman Brothers, которые сейчас обанкротились, не имели проблем с капиталом. Видимо, их проблемы лежат в другой плоскости. Люди должны верить менеджменту. Важна репутация, а затем, конечно, предприимчивость и инновации в бизнесе.
И, наверное, последнее. Я окружаю себя теми людьми, которые хотят добиться успеха и которые готовы на этот успех работать. Теми, кто уважает свою работу так же, как уважают самих себя. Я хочу видеть людей, желающих расти и развиваться как профессионалы в этой компании, людей, которые болеют за свое дело. Потому что я сам именно так отношусь к бизнесу.
RENLIFE Какие перспективы у Группы компаний «Ренессанс» в обозримом будущем, через 5-10 лет?
ЙОРДАН Вы знаете, если посмотреть сегодня на наши темпы развития, то они самые позитивные. Наш бренд сейчас шестой по узнаваемости в страховании, и мы надеемся, что к середине следующего года он будет уже в тройке лидеров России. Для нас это очень важно. В бизнесе мы поставили себе цель войти в десятку, и мы это сделали. Сейчас мы хотим войти в пятерку. В страховании жизни мы уже первые в продажах новых продуктов и в России, и в Украине.
RENLIFE Какие бы Вы выделили наиболее сильные стороны и конкурентные преимущества «Ренессанс»?
ЙОРДАН Безусловно, это люди. Люди - наше самое главное конкурентное преимущество. Так было и так будет всегда. Если у нас будут самые сильные люди, то у нас будет и самый лучший бизнес. А следующее - это, безусловно, бренд.
RENLIFE Учредители - ЕБРР и Группа «Спутник». Какую активную роль играют они в работе компании?
ЙОРДАН Группа «Спутник» осуществляет стратегическое руководство бизнесом. ЕБРР оказывает нам финансовую поддержку, кроме того, для нас очень важна его репутация как партнера.
То есть Группа «Спутник» - наш стратегический инвестор, а ЕБРР – финансовый.
RENLIFE Что бы Вы сказали нашим читателям в завершение этой беседы?
ЙОРДАН То, как вы себя ведете в вашей работе и в вашей личной жизни, отражается на вашей собственной репутации и репутации нашей компании. Это очень важно. Для меня так же очень важно, чтобы люди, которые работают в нашей компании, были уважаемы не только в своих профессиональных кругах, но и в своем социальном окружении. И я очень надеюсь, что вы, так же как и я, гордитесь компанией, в которой работаете.

Комментариев нет: